КАЗАКИ В МОСКВЕ. ЗАЧЕМ И ПОЧЕМУ?

1510830093_1199

На улицах нашего города в последнее время мы часто видим казаков. Красавцы-мужчины разных возрастов, в форме и при наградах. Не по одному, конечно, они ходят. То есть – это не случайные люди. А казачьи патрули. Они несут службу. Почему в Москве? И кто они, казаки, живущие в Москве?

 

В 1907 году во Франции вышел словарь арго, в котором в статье «Русский» приводился следующий афоризм: «Поскребите русского — и вы обнаружите казака, поскребите казака — и вы обнаружите медведя». Этот афоризм приписывается самому Наполеону, который действительно описывал русских как варваров и идентифицировал их в этом качестве с казаками — как и многие французы, которые могли называть казаками и гусар, и калмыков или башкир. В некоторых случаях это слово вообще было синонимом легкой кавалерии.

А ведь мы действительно мало знаем о казаках. В узком понимании образ казака неразрывно связан с образом храбрых и свободолюбивых мужчин с суровым воинственным взглядом, с серьгой в левом ухе, длинными усами и папахой на голове. И это более чем достоверно, но недостаточно. А между тем, история казачества уникальна и интересна. Но путанная, разнообразная. Так кто же такие казаки? В чем их особенность и уникальность? Насколько история России связана с самобытной культурой и историей казачества? И чем они живут сегодня? Попытаемся ответить на некоторые вопросы. На примере Москвы и «наших» казаках.

Вот, скажем, Андрей Шустров. Он недавно был избран атаманом Московского окружного казачьего общества Центрального казачьего войска. Андрей Шустров родился 16 июля 1958 года, окончил Московский авиационный техникум имени Н.Н. Годовикова и факультет машиностроения во Всесоюзном заочном политехническом институте (ВЗПИ). Начиная с 1985 года, Андрей Шустров с честью выполнял воинский долг и за ратные отличия был отмечен рядом боевых наград. Выйдя же в запас, на «гражданке» дипломированный специалист, у которого имеется учёная степень кандидата технических наук, занял должность главного конструктора в НИИ лазерной хирургии Минздрава. Впоследствии Андрей Евгеньевич трудился в структурах служб безопасности разных организаций. Соответственно, в рамках своих профессиональных обязанностей он непосредственно взаимодействовал со столичными правоохранительными органами.

В новейший период истории нашей страны, как известно, на государственном уровне получило поддержку возрождение российского казачества. С 1994 года Андрей Шустров был заместителем атамана по безопасности станицы Крылатской. В 1999-м — стал атаманом хутора Коптево, а в дальнейшем в течение достаточно долгого времени служил станичным атаманом во Всевеликом войске Донском. В 2014 году Андрей Евгеньевич был переведён в ЦКВ (Центральное казачье войско) – заместителем войскового атамана по безопасности. И, наконец, в позапрошлом году казачий круг Московского окружного казачьего общества ЦКВ избрал Андрея Шустрова своим атаманом. Он ещё является и заместителем войскового атамана ЦКВ. Словом, для нашего замечательного современника-патриота, кавалера трёх орденов, продолжается его достойное служение Отечеству.

Привожу 6биографию из официального источника, хотя можно было бы просто сказать, что Андрей Шустров служит казаком. Главным московским казачьим атаманом. Ибо очень уж сложно простого обывателя (читателя) разобраться со структурными подразделениями и вообще с казачьей иерархией.

Да и так ли это важно? Если казаки – они и в Африке казаки. И в Москве тоже. Что же для них главное? А ничего за много лет ни изменилось. Сегодня и всегда казаки вызывали уважение у сограждан. Многие хотели бы быть похожими на казаков. Издавна об этом мечтали. «Народ казаками мечтает стать» – писал Толстой Л.Н.

Казаки стремились достичь своего идеала воина, обладающего личным достоинством, уважением к себе, осознающего свои права. Роль казаков в исторических и культурных событиях двадцатого века была неоднозначной. Очевидно, что как верные защитники трона, казаки стали ассоциироваться с душителями свободы. И после октября 1917 г. казаки были лишены всех прав и привилегий, насильственно депортированы властью в различные районы обширной России, многие из них были заключены в лагеря, физически уничтожены.

Лев Троцкий утверждал: «казачество способно к самоорганизации». И в этом был прав. Импульс к возрождению казачество получило в годы тяжелых испытаний – в период войн 1939, 1941-1945 годов. Тогда были сформированы десятки казачьих частей и соединений, показавших примеры мужества, доблести и героизма на всех фронтах, что вновь подтвердило верность казачества Отечеству, их патриотизм и доблесть. История России неразрывна, неотделима от истории и культуры казаков.

Роль казачества в российской истории, без преувеличения одна из самых важных, хоть иногда и противоречивых. История России – одна из самых показательных с точки зрения феноменального образа казачества.

Ведь были великие казаки – первопроходцы и открыватели, настоящие патриоты земли русской казаки – защитники отечества, играющие роль «форпоста», богатырской заставы, неся пограничную службу, обороняя и сохраняя целостность России как государства, территории и цивилизации. Бывали и другие – казаки смутного времени. Их имен называть не будем. Но это история, она все терпит и прощает, лишь бы помнили и не повторяли ошибок.

Казачество принимало активное участие во всех крестьянских войнах и многих народных восстаниях. Начиная с XVIII века, казаки непосредственно участвовали во всех войнах России.

Напомним заповеди казака, которые дают стопроцентное представление о том, чем они жили и живут. Честь и доброе имя для казака дороже жизни. Казаки все равны в правах. По тебе судят обо всем казачестве и твоем народе. Служи преданно своему народу, а не вождям. Держи слово, слово казака дорого. Чти старших, уважай старость. Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа. Погибай, а товарища выручай! Будь трудолюбив, не бездействуй. Береги свою семью, служи ей примером!

Комментарии тут излишни. Но Москва – огромный город. О том, что сегодня есть необходимость объединить казаков, которые проживают в Москве, пишут и говорят много. Это, конечно же, важно. Есть некоторая доля разрозненности среди казаков, которые проживают в мегаполисе. Их надо объединить и сплотить, ведь все они в итоге работают и служат на благо нашей великой России. Работа такая ведется и небезуспешно. В Москве, конечно же, самое важное – охрана правопорядка. Тут казакам нет равных. Казаки дежурят в парках, на массовых мероприятиях. Конные патрули – не только красиво и практично, но и сложно в организационном смысле для города. Но тем не менее. Казаки, кстати, выходят на маршруты в сопровождении полиции, так что с правоохранительными органами есть четкое взаимопонимание. Так что с появлением конных патрулей правонарушений в Москве стало намного меньше. Количество правонарушений с тех пор, как казаки стали участвовать в охране общественного порядка вообще значительно сократилось. Да и что касается граждан, то они с восторгом относятся к патрулям. А почему бы и не сфотографироваться с казаками? Или не спросить о чем-либо? Казачьи патрули с пониманием относятся к восторгам населения и чаще всего не отказывают в безобидных пожеланиях москвичей и гостей столицы. В Москве растет популярность обучения в казачьих кадетских корпусах и казачьих классах московских школ. Андрей Шустров уделяет вопросам воспитания молодежи немало времени. Но разве обо всем расскажешь?

И, конечно же, для казаков важна история и традиции. День Первого сентября объявлен Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом Днем Российского казачества. Это один из самых важных праздников для казаков.

Каждый год 1 сентября, в Донской монастырь из Третьяковской галереи приносится чудотворная Донская икона Божией Матери. Традиция зародилась еще в XVI веке, когда в 1591 году на Москву с юга двинулись крымские татары, в это же время на северные границы нашего Отечества, на Великий Новгород, напали шведы. Все силы были брошены на защиту северных границ, а Москва, по сути, осталась незащищенной. Царь Феодор Иоаннович, сын Иоанна Грозного, повелевал в срочном порядке собирать войско. Патриарх Иов благословил тогда вынести из Благовещенского собора Кремля чудотворный образ Донской иконы Божией Матери, с которым вдоль стен Москвы совершается крестный ход. А позже икону принесли на место, где сейчас находится Донской монастырь. В советское время эта традиция была упразднена, икона была конфискована, передана на баланс государства в Третьяковскую галерею. Но в 1994 году зародилась новая традиция принесения чудотворной Донской иконы, но уже из Третьяковской галереи. Между Министерством культуры РФ и Московской Патриархией был заключен бессрочный договор, согласно которому Третьяковская галерея обязуется ежегодно выдавать монастырю Донскую икону Божией Матери для всеобщего поклонения.

Итак, безусловно, заслуги казачества в развитии русской истории и культуры огромны: они расширили и охраняли границы российского государства, распространяли высокие нравственные идеалы, традиционные ценности, были примером для большинства, формируя непоколебимую стойкость, свободолюбие, честь, и отвагу. Их особый казачий дух оказал большое влияние на формирование русской ментальности.

Сегодня Казачество братство людей, объединённых особым состоянием духа, нравственности и морали. Казаки – народ, имеющий свою культуру, историю и память. Казаки всегда служили родной земле – Святой Руси, своему Народу и своему Государству.

 

 

В заключении приведем немного интересных фактов (для любознательных).

 

О происхождении казаков

 

Сегодня очень сложно разобраться в теориях происхождения не только казачества, но и самого слова, термина «казак». Исследователи, ученые и эксперты и сегодня не могут дать определенного и точного ответа — кто такие казаки и от кого произошли.

Разумеется, существует множество более-менее вероятных версий происхождения казачества. Сегодня их насчитывается не меньше двадцати — и это только официальные версии. Каждая из них имеет множество убедительных научных аргументаций, достоинств и недостатков. Тем не менее, все теории подразделяются на две основные группы: теория беглого (миграционного) возникновения казачества и теория местного, коренного возникновения казачества.

По миграционным теориям, предки казаков — вольнолюбивые русские люди, бежавшие за границы Русского и Польско-Литовского государства либо в силу естественно-исторических причин, либо под влиянием социальных антагонизмов.

А историк Карамзин выступал за смешанную версию происхождения казаков:

«Казаки были не в одной Украине, где имя их сделалось известно по истории около 1517 года; но вероятно, что оно в России древнее Батыева нашествия и принадлежало Торкам и Берендеям, которые обитали на берегах Днепра, ниже Киева. Там находим и первое жилище Малороссийских Козаков. Торки и Берендеи назывались Черкасами: Казаки — также… некоторые из них, не хотев покориться ни Моголам, ни Литве, жили как вольные люди на островах Днепра, огражденных скалами, непроходимым тростником и болотами; приманили к себе многих Россиян, бежавших от угнетения; смешались с ними и под именем Комков составили один народ, который сделался совершенно Русским тем легче, что предки их, с десятого века обитав в области Киевской, уже сами были почти Русскими. Более и более размножаясь числом, питая дух независимости и братства, Казаки образовали воинскую Христианскую Республику в южных странах Днепра, начали строить селения, крепости в сих опустошенных Татарами местах; взялись быть защитниками Литовских владений со стороны Крымцев, Турков и снискали особенное покровительство Сигизмунда I, давшего им многие гражданские вольности вместе с землями выше днепровских порогов, где город Черкассы назван их именем…»

Не будем углубляться в детали. Это долго и не всегда интересно. И к тому же большинство теорий являются лишь версиями, гипотезами. Однозначного ответа о происхождении и зарождении казаков, как самобытного этноса нет. Важно другое — процесс образования казачества был долгим и сложным, и очевидно, что в основе его были смешаны представители разных этносов. И с Карамзиным трудно не согласиться.

А вспомните игру в казаки-разбойники. Когда-то все мальчишки играли в казаков. А название игры взято из жизни, поскольку её правила имитируют действительность: в царской России казаки являлись народной самообороной, охраняя мирное население от набегов разбойников.

Известно, что первые общины казаков стали образовываться еще в XV веке, хотя некоторые источники ссылаются на более раннее время. Это были общины вольных донских, днепровских, волжских и гребенских казаков. Чуть позднее — в 1-й половине XVI века образовалась Запорожская Сечь. Во 2-й половине этого же века — общины вольных терских и яицких, а в конце века — сибирских казаков.

На ранних этапах существования казаков основными видами их хозяйственной деятельности являлись промыслы (охота, рыболовство, бортничество), позже скотоводство, а со 2-й пол. XVII века — земледелие. Большую роль играла военная добыча, позже — государственное жалованье. Казаки быстро освоили громадные пространства окраин России и Украины. В XVI—XVII вв. казаки во главе с Ермаком Тимофеевичем, В.Д. Поярковым, В.В. Атласовым, С.И. Дежневым, Е.П. Хабаровым и другими землепроходцами участвовали в успешном освоении Сибири и Дальнего Востока. Пожалуй, это самые известные первые достоверные упоминания о казаках, неподдающиеся сомнениям.

Кстати, почему Курильские острова называются Курилами? Такое название островам дали казаки из первых русских экспедиций. Дело в том, что на языке местного народа «айны», населявшие в то время острова, «куру» переводится как человек, и по смыслу мало отличалось от «айну». Казаки не стали разбираться кто куру, а кто айны, они стали называть их «курилами» или «курильцами», а отсюда затем пошло и название всего архипелага.

Интересная информация – главным личным телохранителем Николая II и его матери, императрицы Марии Федоровны — был знаменитый великан, казак Тимофей Ящик. К слову, у императора Николая самым элитным охранным полком был именно казачий.

 

 

По месту жительства, казаки делятся на:

 

Лисовчики — название формирований польско-литовской иррегулярной лёгкой кавалерии, действовавшей в пределах Речи Посполитой и Венгрии в 1619 году под командованием А. Ю. Лисовского в 1608 — 1616 годов.

Донские казаки или донцы, донское казачье войско — первое по старшинству и самое многочисленное из казачьих войск Российской империи. Размещалось на отдельной территории, называющейся Область Войска Донского, которая занимала часть современных Луганской и Донецкой областей Украины и части Ростовской, Волгоградской, Воронежской областей и республики Калмыкия в Российской Федерации. Историческое название связано с рекой Дон

Запорожские козаки, Запорожские казаки, запорожцы — часть казачества на территории современной Украины, создавших в 1555 году, ряд разрозненных военных укреплений («городки» или «сечи» /засеки/) и поселений (хутора, зимовники) за днепровскими порогами, вне зоны юрисдикции каких бы то ни было государств (Дикое поле)

Кубанские казаки (кубанцы), Кубанское казачье войско — часть казачества Российской империи на Северном Кавказе, населяющая территории современного Краснодарского края, западной части Ставропольского края, юга Ростовской области, а также Республик Адыгея и Карачаево-Черкесия.

Терские казаки, терцы, гребенцы — казаки, которые живут вдоль рек Терек, Сунжа, Асса, Кура, Малка, Кума, Подкумок на Северном Кавказе. Штаб терского казачьего войска первоначально располагался в городе Владикавказ, а затем в Ставрополе.

Уральские казаки (уральцы) или Уральское казачье войско (до 1775 года и после 1917 года — Яицкое казачье войско) — группа казаков в Российской империи. Размещаются на западе Уральской области (ныне северо-западные области Казахстана и юго-западная часть Оренбургской области), по среднему и нижнему течению реки Урал (до 1775 — Яик)

Сибирские казаки или Сибирское Линейное Казачье Войско — иррегулярное войско в XVII—XX веке в Российской империи, на территории Сибири (включая территорию Северного и Восточного Казахстана). «Столицей» войска является г. Омск, где находятся все общевойсковые учреждения.

 

 

Самые известные факты о казаках

 

— Казак и Казах, возможно, однокоренные слова. Они происходят от тюркского «?аза?» — удалившийся, вольный, независимый человек.

— Нацистские идеологи считали казаков потомками остготов, а потому истинными арийцами.

— В жизни казаков множество понятий культуры тюрков: станица (стан), кош, караул, есаул, саман, атаман, юрт, майдан, нардек.

— Из культуры черкесов казаки взяли тоже немало. Казацкие шашки – «сашхо» по-адыгейски.

— Казаки – традиционно православные христиане. Однако в ранние века казачества среди «туземных» отрядов можно было встретить представителей самых разных религий.

— Флаг Донского казачества – желто-сине-красный. Он обозначает единство русских, казаков и калмыков.

— Один из самых красивых казачьих городов – Новочеркасск. Он спланирован по образцу лучших европейских городов: с широкими проспектами, площадями и бульварами.

— После вступления русских войск в 1814 году в «свободный город» Гамбург, в нем было оставлено около 10000 добровольцев, которые стали называться «Войском Ганзейской Лиги», а позднее «Казаки Эльбы».

— Значительная часть казаков (от волжских до сибирских и уральских) были старообрядцами. На Урале и в Сибири древлеправославие было распространено больше всего.

— Число казаков по переписи 1897 года составляло около 3 миллионов человек.

— После распада Российской империи было образовано 7 казачьих республик.

— Казак с мушкетом изображен на Большом гербе Украины.

— Впервые слово казак встречается еще в 1303 году в значении «стража».

 

 

Цитаты и афоризмы о казаках

 

Владимир Путин:

«Особо хочу сказать о казачестве. Сегодня к этому сословию себя относят миллионы наших сограждан. Исторически казаки находились на службе у Российского государства, защищали его границы, участвовали в боевых походах Русской Армии. После революции 1917 года казачество было подвергнуто жесточайшим репрессиям, по сути – геноциду. Однако казачество выжило, сохранив свою культуру и традиции. И задача государства – всячески помогать казакам, привлекать их к несению военной службы и военно-патриотическому воспитанию молодежи»

 

Наполеон о казаках:

«Дайте мне 20 тысяч казаков, и я завоюю весь мир»

 

Наполеоновский генерал Моранд:

«Какое великолепное зрелище представляла европейская конница, поблескивая золотом и сталью в лучах солнца, сколько задора и смелости!… И эта самая прекрасная конница Франции разбилась и растаяла от действий казаков, которых она считала недостойными себя.»

 

Французский генерал Де Барт:

«Донские Казаки — лучшие из всех лёгких войск. Россия всегда на войнах извлекала из них максимальную выгоду… Вся многочисленная конница, собранная под знаменем Великого Корсиканца (Наполеона), погибла главным образом под ударами казаков атамана Платова.»

 

Французский генерал Винцегороде:

«Привыкши всегда считать венгерскую конницу первой в мире, после виденной мной атаки генерала Иловайского, я должен отдать преимущество казакам перед венгерской конницей.»

 

Английский генерал Нолан:

«Казаки в 1812-1815 годах сделали для России больше, чем вся её Армия.»

 

Стендаль:

«Имя казака для французов гремело ужасом,а после парижского знакомства они открылись для них героями из древних мифов. Они были чисты, как дети и велики, как боги».

 

Александр Васильевич Суворов:

«Казаки — глаза и уши армии!»

 

Николай Михайлович Карамзин:

«Откуда произошло казачество, точно не известно, но оно во всяком случае древнее Батыева нашествия в 1237 году. Рыцари эти жили общинами, не признавая над собой власти ни поляков, ни русских, ни татар».

 

Альфред Кури, немецкий солдат, 1942 год:

«Всё что я слышал о казаках времён войны 1914 года, бледнеет перед теми ужасами, которые мы испытываем перед казаками теперь. Одно воспоминание о казачьей атаке повергает меня в ужас и заставляет дрожать. По ночам меня преследуют кошмары. Казаки — это вихрь, который сметает на своём пути все препятствия и преграды. Мы боимся казаков, как возмездия Всевышнего».

 

Источник: http://мокоцкв.рф/199-kazaki-v-moskve-zachem-i-pochemu.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>